Студия дизайна: логотипы, сайты, иллюстрации
Студия дизайна «Bonopart»
Все дело в шляпе
Графика, веб, реклама
Украина, Харьков


LinkedIn

Бренды, ставшие именем нарицательным


Маркетинг   26.08.2012

Характерным примером, когда имя торговой марки стало именем нарицательным, является компания Xerox. В 70-х годах в СССР появились копировальные аппараты именно этой фирмы. С тех пор ксероксами стали называть все копировальные аппараты, а в обиход прочно вошли такие слова, как: «ксерокопия», «отксерить». Забавно, что в Монголии первые копировальные аппараты были фирмы Canon, поэтому все подобные устройства там называются канонами.

 

Бренд, ставший нарицательным, становится синонимом своей товарной категории. Как правило, нарицательными становятся торговые марки, товары которых первыми появились на рынке. Это могут быть новые товары, которых еще просто не существовало или когда долгое время у товара не было сравнимых конкурентов. Также выделяют ситуация, когда в языке отсутствовало простое слово для обозначения предмета и им стало название торговой марки.

Причем, товар может даже со временем потерять свои лидирующие позиции, но название уже настолько крепко укоренилось в сознании потребителей, что им продолжат называть товары других торговых марок.

Может показаться, что подобное размытие бренда является заветной мечтой любой компании. Однако тут таится скрытая опасность для бренда - став именем нарицательным целой категории товара, бренд теряет свою правовую защиту и его имя могут использовать другие производители. Поэтому компании, которых постигла подобна участь, всячески стараются предотвратить переход названия бренда в имя нарицательное.

В качестве примера опять возьмем компанию Xerox. Ей удалось искоренить из английского языка слово «xerox» и ввести вместо него в разговор photocopier, photocopy. Но в странах бывшего СССР этого сделать не удалось (даже не смотря на специальные рекламные компании).

«Нарицательных» брендов даже больше, чем могло показаться. Многие из них стали таковыми уже достаточно давно и за несколько поколений мы уже перестали отождествлять их с компаниями, их производившими.

Начнем список наиболее интересных товарных знаков, ставших нарицательными, в алфавитном порядке.

Акваланг

В странах бывшего СССР и в Европе аквалангом называют легкий автономный аппарат для дыхания под водой. На самом деле слово «Aqua-lung» («Водяное легкое») является торговой маркой, которая в настоящее время принадлежит U.S. Divers.

Бренды, ставшие именем нарицательным Aqua-Lung

Аспирин

Так называется торговая марка, под которой было зарегистрировано (в 1897 году) новое лекарственное средство, разработанное фирмой Bayer AG на основе ацетилсалицииловай кислоты .

Бренды, ставшие именем нарицательным Aspirin

Вазелин

Мазеобразная масса без запаха и вкуса, получаемая при переработке нефти. Используется в основном в косметической отрасли. В настоящее время торговая марка «Vaseline» принадлежит компании Unilever, выпускающей под этой маркой целую линейку товаров по уходу за кожей. Однако название «ушло в народ» и стало нарицательным именем категории подобных товаров.

Бренды, ставшие именем нарицательным Vaseline

Героин

Считается, что название «героин» произошло от слова heroic, обозначающего в переводе «героический». Именно такое название дали новому средству от кашля на основе недавно синтезированного диацетилморфина в компании Bayer AG. Препарат в 1898 году поступил в продажу. В течении некоторого времени врачи не замечали опасности в использовании героина, он продавался даже как лекарственное средство от кашля для детей. Позже было обнаружено, что героин превращается в морфин в печени и компания Bayer приостановила его производство.

Бренды, ставшие именем нарицательным Heroin

Граммофон

Устройство для записи и воспроизведения звука. Является измененным фонографом, в котором использовались для этих целей плоские диски. Компания Gramophone создана изобретателем устройства Эмилем Берлинером. Вскоре граммофоны получили широкое распространение и стали именем нарицательным.

Бренды, ставшие именем нарицательным Gramophone

Джакузи

Гидромассажная ванна, название происходит от североамериканской фирмы, организовавшей их массовое производство. Фирма основана эмигрантами из Италии братьями Якуцци (Jacuzzi). Джакузи - неправельное, «американское» произношение их фамилии. Кстати, фирма Jacuzzi Inc существует и до сих пор.

Бренды, ставшие именем нарицательным Jacuzzi

 

Джип

Как правило, джипом у нас называют автомобили повышенной проходимости, внедорожники. Изначально слово Jeep является армейским прозвищем автомобилей Willys в годы Второй мировой войны. Уже после войны на первой гражданской модели слово «Jeep» было выштамповано на заднем борту.

В настоящее время торговый знак принадлежит компании Chrysler.

Бренды, ставшие именем нарицательным Jeep

Диктафон

Устройство для записи речи с возможностью последующего прослушивания. Название устройство произошло от имени компании Dictaphone.

Бренды, ставшие именем нарицательным Dictaphone

 

Жидкие гвозди

Специальный строительный клей, позиционируемый как заменитель механического крепежа - гвоздей, шурупов. Свое название эта категория товаров получила от американского бренда Liquid Nails (англ. Жидкие гвозди), который был создан компанией Macco в 1968 году (в настоящее время бренд принадлежит транснациональной компании Akzo Nobel).

Бренды, ставшие именем нарицательным Liquid-Nails

Йо-Йо

Популярная игрушка получила свое название в честь Yo-Yo Manufacturing Company (основана в 1928 году). Однако в 1965 году по решению суда название было признано нарицательным.

Бренды, ставшие именем нарицательным Yo-Yo

Карт

Легкий гоночный автомобиль без кузова. Гонки на картах называют картингом. Название тесно связано с компанией Go-Kart Company, производящей карты.

Бренды, ставшие именем нарицательным karting

 

Кевлар

Синтетическое волокно высокой прочности (в 5 раз прочнее стали). Известно своим использованием при создании бронежилетов. Товарный знак принадлежит компании DuPont.

Бренды, ставшие именем нарицательным DuPont.svg

 

Бренды, ставшие именем нарицательным бронежилет

 

Керосин

Прозрачная, маслянистая на ощупь, горючая жидкость. Получается путем перегонки нефти. В 1854 году Авраамом Геснером было зарегистрирована торговая марка «Керосин».

Бренды, ставшие именем нарицательным kerosene

 

Кеды

Название этой легкой спортивной обуви происходит от американской обувной фирмы «Keds», основанной в 1916 году.

Бренды, ставшие именем нарицательным keds-logo

Бренды, ставшие именем нарицательным keds

Киви

История о том, как китайский крыжовник получил название «киви» сама по себе уникальна. Упомянем лишь тот факт, что фирма, занявшаяся продаже этого товара, имела название Kiwi и логотип в виде этой нелетающей птицы.

Бренды, ставшие именем нарицательным kiwi

Бренды, ставшие именем нарицательным kiwi-bird

 

Коньяк

В СССР коньяком назывался любой бренди, технология изготовления которого была близка к коньячной. Впоследствии оказалось, что право называть напиток «Cognac» строго регламентировано и нашим соотечественником пришлось подчиниться соответствующим протоколам. Впрочем, французы оставили возможность употреблять для внутреннего рынка слово «Коньяк» в кириллическом написании. Уникальную привилегию имеют заводы Шустова в Ереване и Одессе. Являясь зарубежным производителем, они имеют исключительное право именовать свою продукцию Сognac.

Бренды, ставшие именем нарицательным Сognac

 

Лейкопластырь

Медицинский пластырь на липкой ленте. Был создан в 1882 году Карлом Паулем Байерсдорфом. С 1921 по 2003 товарный знак Leukoplast принадлежал компании Beiersdorf AG, с 2003 - фирме BSN medical GmbH.

Бренды, ставшие именем нарицательным Leukoplast

 

Линолеум

Плотное гибкое водонепроницаемое покрытие. Еще один случай, когда в языке отсутствовало слово для нового товара. После того как англичанин Фредерик Уолтон, который запатентовал свою формулу в 1860, он основал компанию Linoleum Manufacturing Company, которая первая продавала линолеум.

Бренды, ставшие именем нарицательным Linoleum

 

Магнитофон

Устройство для записи и воспроизведения звуковых сигналов с магнитной ленты. Магнитофоном называлась первая коммерческая марка этого устройства, выпущенного в 1935 году. 

Бренды, ставшие именем нарицательным Magnitofon

Одеколон

Сейчас это понятие обозначает парфюмерную продукцию для мужчин, но в свое время так назывались конкретные духи, созданные итальянским парфюмером Йоганном Марией Фарина. Слово происходит от французского Eau De Cologne «Кёльнская вода». Eau de cologne до сих пор является защищенной торговой маркой и принадлежит семье Фарины.

Бренды, ставшие именем нарицательным Eau De Cologne

Поролон

Вообще то так на постсоветском пространстве называют эластичный пенополиуретан. Все дело в том, что основным поставщиком его на СССР была скандинавская фирма с названием Porolon. 

Бренды, ставшие именем нарицательным porolon

Скотч

Прозрачная клейкая лента. Изобретена техником компании Minnesota Mining and Manufacturing Ричардом Дрю в 1923 году. В настоящее время компания поменяла название на 3М, однако сохранило за собой право на этот товарный знак. 

Бренды, ставшие именем нарицательным SCOTCH

Бренды, ставшие именем нарицательным Scotch

Унитаз

Всем известное устройство получило свое название от испанской фирмы Unitas («Единство»), которая начала в начале XX века первая стала поставлять данную продукцию в Россию.  

Бренды, ставшие именем нарицательным Unitas

Фломастер

Торговый знак Flo-Master принадлежит американской фирме Cushman and Denison Mfg. Co. (с 1945 года).


Бренды, ставшие именем нарицательным Flo-Master


Эскимо

Всем известное сливочное мороженное на палочке, покрытое шоколадной глазурью было изобретено в первой половине 1920-х годов компанией Gervais. Новое мороженое получило название Eskimo Pie - «пирог эскимоса». В настоящее время товарный знак принадлежит концерну Nestlé.

Бренды, ставшие именем нарицательным Eskimo_logo

Бренды, ставшие именем нарицательным Eskimo

Понравилась статья?
Публикации по теме

История названий известных брендов
История названий известных брендовМаркетинг   18.12.2012

Эти названия хорошо знакомы многим людям нашей планеты. Многие из них даже стали нарицательными. Но все, как правило, начинается с малого. Первым офисом некоторых известных компаний был гараж друга, и штат состоял всего из пару человек. Вместе с рождением компании необходимо было придумать ей имя. В этой статье мы расскажем «как это было» и почему известные сейчас корпорации называются именно так.
 

карта сайта